Без рубрики

От Т-34 до КВ-1. Как белорусская семья восстанавливает легендарные танк

13.02.2017 | 14:00 | Просмотров: 841

Что общего между танком БТ-7, который открывает парад в Минске, «тридцатьчетверкой» из музея Великой Отечественной войны и самоходкой Stug III из фильма «Пес рыжий»? Все просто: эти боевые машины отреставрированы руками механика-реставратора Владимира Якушева, который почти 20 лет своей жизни посвятил поиску и восстановлению боевой техники.


На фото: Владимир Якушев, его сыновья Максим и Алексей, а также специалист по реставрации Александр Михалуцкий.

 

Впрочем, список боевых машин, которым дал вторую жизнь Владимир Якушев, гораздо длиннее, и встретить их можно не только в Беларуси, но и в России, где они стали частью музейных экспозиций.

В работе Владимиру Якушеву помогают сыновья Алексей и Максим, которые вместе с отцом проводят недели в мастерской, возвращая к жизни военную технику.

Семейное конструкторское бюро

Рабочий день Владимира Якушева начинается рано: на грубом деревянном столе остывает нехитрый завтрак, в черных от въевшейся смазки руках дымится кружка чая, рядом сидят сыновья. Наверное, для каждого отца — счастье, когда дети рядом, а дело всей жизни становится общим.

Фото: Борис Проказов
Фото: Борис Проказов.

 

Быстрый завтрак утром — это еще и совещание маленького семейного конструкторского бюро перед началом рабочего дня.

— Когда поднимал свой первый танк БТ-7, да, тот самый, который можно увидеть на параде или в реконструкциях на «Линии Сталина», старшему было 11 лет, младшему — 10 лет, а сейчас вот у них самих дети есть, — рассказывает Владимир Якушев.

Оба сына в свое время отслужили в войсках, но по разным специальностям, один — ракетчик, второй — артиллерист, поэтому с военной техникой знакомы не понаслышке. Чтобы помогать отцу, им пришлось освоить рабочие специальности. Максим в совершенстве владеет сваркой, Алексей — мастер малярных работ.

— Тон работы всегда задает отец, он же первый обкатывает танки, — рассказывает Алексей Якушев. — Мне кажется, у него есть особенное чутье к технике, порой только он и может разобраться, как крепить тот или иной узел или почему танк отчаянно не хочет заводиться.

Фото: Борис Проказов
Владимир Якушев за работой. Фото: Борис Проказов

 

Сейчас Владимир работает главным механиком-реставратором на «Линии Сталина». Трудятся Якушевы вахтовым методом — восемь дней заняты на территории комплекса, затем следует перерыв.

Заболел танками после первого подъема

До того как стать одним из главных специалистов в стране по подъему и реставрации танков, Владимир Якушев работал инженером в колхозе.

Каждый день приходилось иметь дело с разнообразными механизмами: транспортеры, сушилки, трактора, комбайны — все это должно было работать с минимальными затратами на ремонт. Стоит ли говорить, что с техникой Владимир Якушев был на «ты»?


Тот самый БТ-7 на репетиции парада к 9 Мая.

 

Наверное, поэтому к нему обратились члены шкловского клуба «Поиск», когда потребовалось отыскать и поднять увязший в болоте в 1942 году танк БТ-7.

— Танк, по сведениям старожилов, затонул в болоте неподалеку от деревни Шибеки на месте криницы. Когда приступили к поискам, машины там не было. Тогда я подумал, что боевая машина могла закрыть собой источник, и тот мог найти себе новый путь.

Предположение оказалось верным — БТ-7 лежал в десятке метров от места поиска. Поднять машину было непросто — сильный мороз (минус 25) всякий раз сковывал жидкую грязь на месте раскопок, поэтому каждое утро перед началом работ приходилось удалять по 5−7 сантиметров льда.

 

Вытащить танк удалось при помощи путепрокладчика «БАТ-М», который предоставил местный колхоз. Но не всегда подходящая техника была под рукой.

Во время работы над танком Владимир Якушев заменил пожароопасный двигатель М-17 на безопасный дизель от танка ПТ-76, чтобы машина могла участвовать в парадах и исторических реконструкциях.

Работа над техникой настолько понравилась Владимиру, что он решил связать с ней свою жизнь.

На Невском пятачке

Работа в клубе «Поиск» очень быстро стала делом всей жизни для Владимира Якушева, чей опыт оценили и за пределами нашей страны. Именно ему доверили поднятие танка КВ-1, затонувшего во время переправы через Неву.

Фото: nortfort.ru
Тот самый 1, который был поднят со дна реки. Фото: nortfort.ru

 

Танк представлял собой ценную находку — машина не была подбита артиллерийским огнем и сохранилась в том виде, как и должна была пойти в бой. Единственная трудность — это был особый, экранированный КВ-1, лоб башни которого был усилен дополнительной броней и имел внушительную толщину в 105 мм. Весила такая махина почти 60 тонн, а в распоряжении поисковиков был только ЗиЛ-157 с лебедкой с тяговым усилием в 5 тонн.

— Танк переправлялся на понтоне, и когда до берега оставалось совсем немного, в плавсредство попал немецкий снаряд. Конструкция накренилась, и тяжелый танк ушел под воду. Сам понтон мы потом нашли в 30 метрах ниже по течению. Место оказалось очень глубоким — почти 10 метров, а сам КВ-1 был занесен песком, что только утяжеляло конструкцию.


Во время подъема техники работать приходится в тяжелых условиях. Снимок сделан во время раскопок другого тяжелого танка КВ-1 под Сенно.

Чтобы вытащить танк, пришлось собирать длинный полиспаст (натягиваемая многими канатами таль, грузоподъемное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом, и предназначенное для выигрыша в силе), но даже с ним танк одним рывком продвигался не больше чем на метр. В итоге подъем занял почти трое суток. Сегодня этот КВ-1 — один из самых интересных экспонатов музея «Невский пятачок».

Откуда советские расчески в немецких танках

Когда спрашиваешь Владимира Якушева, какой бы он танк хотел найти, тот улыбается и неизменно отвечает: целый. Зачастую семейному «конструкторскому бюро» приходится иметь дело с разбитой, разрезанной на металл и подорванной техникой, собирая из нескольких боевых машин рабочий экземпляр.


Реплика Pz 38(t) и восстановленный КВ-1, все сделано руками команды Владимира Якушева. Фото: Евгений Ерчак.

 

Например, так и не удалось обнаружить хотя бы один целый Pz-38 (t), поэтому специально для «Линии Сталина» была с нуля построена реплика чешской машины.

— За все время удалось найти несколько корпусов Pz-38 (t), все они были в ужасном состоянии, но, что странно, ни одной башни мы так и не нашли. Останки двух машин лежали в Городокском районе, одной — в Полоцком. Один из танков свалился в реку с моста, опоры которого подпилили партизаны, другой провалился под лед, когда немцы ездили на нем в деревню за продуктами — внутри мы нашли куриные перья. Позже все эти танки подорвали немецкие водолазы.

Одной из самых удачных находок для Владимира Якушева стал немецкий средний танк Pz III, который провалился в болото в Витебской области. За всю боевую карьеру танк успел пройти всего 400 км, а экипаж покинул его так быстро, что оставил все вещи на своих местах.

— Внутри танка нашли несколько биноклей, один из которых был советским, рваные носки, две книги, одна — учебник для агронома, вторая — для бухгалтера. Немцы думали, когда завоюют СССР, каждый получит по участку земли, вот и осваивали гражданские специальности.


Танк Pz III. Фото: Борис Проказов

 

Также внутри танка лежала посылка одному из танкистов от родственников из Германии. В ней лежали расчески Ленинградского завода пластмассовых изделий, лезвия «Спутник» и Gillette, а также другие мелочи, необходимые в быту.

— Перевернутую кверху днищем немецкую «тройку» мы вытащили 22 июня, ровно в 4 часа утра. Никто не подгадывал, просто так получилось. Зацепленная тросами, она так и ползла к нам на башне, наглядно показывая, чем закончился немецкий блицкриг.

Позже танк был отреставрирован и передан в столичный Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, где рядом с Т-34, восстановленным также Владимиром Якушевым, составляет часть экспозиции.

«Ниву» для меня сварили дети

За все время руками Владимира Якушева было восстановлено или построено с нуля порядка 30 танков, почти батальон по армейским меркам. Сделанные на заказ с нуля танки можно увидеть не только на «Линии Сталина», но и в офисе минской студии разработки World of Tanks. Для белорусских разработчиков игр был построен в натуральную величину ходовой макет первого советского танка МС-1.

Особенно выделяется на фоне построенных Якушевым машин гигант КВ-1, созданный с использованием шасси ИСУ-152, про который мы сделали отдельный репортаж.

Впрочем, больших денег танки Владимиру Якушеву не принесли. Он до сих пор ездит на старенькой длиннобазной «Ниве», которая осталась у него еще со времен работы в колхозе в 2000 годах.

— Машина хорошая, проходимая, но как-то случилось, что она совсем сгнила. Тогда сын сказал: «Батя, ну если мы танк можем сделать, неужто тебе машину не сварим?». За несколько дней переварили днище, пороги. Немного усилили конструкцию, теперь хоть на рыбалку, хоть танки искать можно ехать.

Фото: Евгений Ерчак
Фото: Евгений Ерчак.

 

Танки для семьи Якушевых давно стали делом всей жизни, вместе с сыновьями отец день за днем возвращает нам историю, которую хранят проржавевшие, побитые снарядами остовы тяжелых машин.

В гостях у дедушки на «Линии Сталина» уже успел побывать внук. Посмотрев реконструкцию одного из боев во время праздника, он спокойно уснул, потому что «дедушкины танки победили всех немцев». Наверное, вот оно — главное признание.

Источник: 42.tut.by



Метки: , ,
Похожие статьи:

США впервые за 10 лет перебрасывают...

После очередных испытаний КНДР баллистических ракет Пентагон впервые за десять лет передислоцирует на военную базу Андерсен на острове Гуам в Тихом...

The Washington Post: Российский спецназ в...

В составе войск, которые недавно отбили у «Исламского государства» Пальмиру, были части сирийской и иранской армии, а также вооруженные формирования...

Внутри горы «Судного дня»: фоторепортаж...

В апреле 2015 года Центр объединенного командования воздушно-космической обороны США (NORAD) вновь переехал в недра горы Шайенн, где расположен самый...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Реклама на сайте

Страны и их войска

Опрос

Кто кого провоцирует?

Последние комментарии

Вход на сайт

Запомнить меня

Забыли пароль?

Регистрация

Пароль будет отправлен вам на e-mail.